Как именно воспитание и характер влияют на нас? На выбор друзей, предпочтения при выборе профессии, на наши поступки, на жизнь в целом? Это не пустые вопросы. Для одних прошлое – клетка, для других – убежище. В любом случае весь опыт нашей прошлой жизни в родительской семье формирует определенные черты личности, которые складываются в характер.
"Хороший и плохой характер"
   В переводе с греческого слово характер - (χαρακτηρ) означает отличительная черта, знак. Основу развития характера каждого человека составляет темперамент — совокупность индивидуальных психических и физиологических особенностей организма. Характер - это устойчивая система особенностей личности человека.
   Характер является также результатом семейного воспитания, и его зачатки можно увидеть уже к третьему году жизни ребенка. Великий мастер в изображении словесных портретов Виктор Гюго считал, что "У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности".
   Так, в отношении к другим людям у человека могут проявляться такие черты характера, как общительность или замкнутость, правдивость или лживость, тактичность или грубость. В отношении к делу — ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность, медлительность или подвижность.
   В отношении к собственности — щедрость или жадность, бережливость или расчетливость, аккуратность или неряшливость. В отношении к самому себе — скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность.
   Существуют как положительные, так и отрицательные черты характера. В зависимости от того, какие из них преобладают, можно говорить о «хорошем» или «плохом», «твердом» или «мягком», «цельном» или «противоречивом» характере. Черты характера определяют способы поведения, в том числе привычки (как полезные, так и вредные).
  Индивидуальные черты характера человека формируются (изменяются в положительную или отрицательную стороны) в процессе всей его жизнедеятельности, но особенно активно — в подростковом возрасте. Это формирование зависит от темперамента человека, а также от культурной среды, в которой он живет.
Несколько слов о видах темперамента:
   Физиологическую основу темперамента составляют свойства нервной системы: 1) сила (способность выдерживать большие нагрузки);
2) уравновешенность (соотношение процессов возбуждения и торможения); 3) подвижность (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).
   В зависимости от сочетания свойств нервной системы всех людей разделяют на четыре типа темперамента: сангвиников (сильных, уравновешенных, подвижных), флегматиков (сильных, уравновешенных, инертных), холериков (сильных, неуравновешенных), меланхоликов (слабых).
Кто такие экстраверты? Кто такие интроверты?
    Известный швейцарский психолог Карл Юнг разработал свою типологию характеров, в основе которой лежат доминирующие психические функции (ощущения, интуиция, чувство и мышление).
   Он классифицировал всех людей по преобладанию внутреннего или внешнего мира (интровертивный и экстравертивный типы).
  1. Интроверт — замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, обращённый в себя, человек отгороженный от всего окружающего мира, тщательным образом анализирующий все события, при этом всех подозревая в противоречивых действиях. У него очень мало друзей, поскольку ему очень сложно даются новые контакты, ему ближе одиночество, он не меняет собственные привычки. Интроверт — весьма мнительный человек с завышенной степенью тревожности, он прислушивается к ощущениям в себе и дорожит своим здоровьем.
  2. Экстраверт — прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать, старается взять от жизни по-максимуму. Он становится душой компании, является инициатором разных встреч и вечеринок, любит рассказывать анекдоты, в повседневной жизни ориентируется не на субъективное мнение, а на обстоятельства.
Поскольку экстра-интровертированность и эмоциональность находятся в тесной связи со свойствами нервной системы, типы темпераментов могут быть представлены также следующим образом: сангвиник — эмоционально устойчивый экстраверт, флегматик — эмоционально устойчивый интроверт, холерик — эмоционально неустойчивый экстраверт, меланхолик — эмоционально неустойчивый интроверт.
   Образно говоря, темперамент служит природной канвой, на которую жизнь наносит узоры характера. «Узорами» в этом случае становятся черты характера, которые формируются в конкретных культурных условиях, благодаря воспитательным воздействиям.
   Характер подрастающего человека в решающей степени зависит от среды и воспитания. Это можно увидеть на различных примерах. Так, встречается немало случаев, когда подростки характером повторяют своих родителей. Объясняется это явление просто: дети наследуют от родителей темперамент и в процессе совместной жизни активно подражают их поведению, «присваивая» многие из их привычек.
    С другой стороны, существует много примеров, когда характеры детей и родителей практически не совпадают. Чтобы понять причину этого, важно проанализировать, как полно ребенок удовлетворяет свои ведущие потребности и какие у него доминируют переживания (эмоции и чувства. Так, у ребенка, растущего в свободной обстановке, как правило, формируется волевой (твердый) характер. А опекаемый и понукаемый с детства ребенок чаще всего вырастает в слабохарактерного человека.
    Очень сильно характер подрастающего человек связан с удовлетворением (или неудовлетворением) потребности в вооруженности знаниями и умениями. Высокий уровень вооруженности (опытности) делает его спокойным, независимым, сохраняющим самообладание в сложной и быстро изменяющейся обстановке.
А недостаточная вооруженность придает характеру черты тревожности, озабоченности своим положением среди людей, ревнивого отношения к успехам других, зависимости от их покровительства и поддержки.
Таким образом, чтобы сформировать положительные черты характера принципиально важно, чтобы в процессе взросления в человеке удовлетворялись его ведущие потребности. В этом состоит сущность правильного воспитания детей.